ХВАЛА ТЕБЕ КАЗАЧКА

 

 

 

 

 "Мы ушли... и песни мы сложили,

 Глубоко казачество любя.

 И тебя, казачка, мы любили

 И пою я нынче про тебя" .

 

Павел Поляков

 

 

В стародавние времена казаки, исключительно воины. проводившие свой бранный век в походах, были в подавляющем большинстве бессемейные. Жизнь "на чеку" в постоянной опасности и тревоге от набегов воинственных соседей, не располагала их к семейной жизни. Жена, семья бьmа обузой и помехой в их бранной жизни. Но проходили века, жизнь шла вперёд, время брало своё и казачество постепенно обзаводилось семьями. Но так как девушек-казачек было мало по городкам, то они женились на "ясырках", т.е. пленницах, взятых в плен во время набегов у других таких же, как и они, вольных народов. Казаки, заклятые враги крепостного рабства, на женщинах тех народов, у которых существовало рабство, не женились, боясь этим передать своему поколению психологию раба. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни бьmа также вольной. Отсюда пословица; "бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживёшь без урону".

Совершая набеги на Крым, Турцию, Персию и кавказские племена они привозили из похода с собой "ясырок" - красивых турчанок, черкешенок и т.д.

"А жен себе красных /красивых/ и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем" - так отписывали в своём "казачьем письме" султану донцы из Азова. Казаки, привозив из походов себе жен, ласковым обращением с ними, приохачивали их к совместному сожительству". Терцы женились на своих соседках чеченках и дагестанках и других горских женщинах, уральцы на ногайках и сартянках, сибирские "казаки - землепроходцы" - на туземках не женились и в челобитных к воеводам и братьям-донцам и яицким казакам писали: "шлите' нам баб" и браты-казаки выручали сибирцев, слали им жинок.

Пленницы-ясырки были почти исключительно мусульманки - "полутурчанки" . Большинство из них бьmо из зажиточных, богатых, а нередко и благородных семейств и своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и одновременно вносили в жизнь городков гуманность, культуру и цивилизацию своих стран. Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки крестили своих жинок и вчерашняя мусульманка: Надора, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.

В самом начале ХVIII века, когда царь Пётр 1 запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая набеги на Кавказ, с тех пор привозили "ясырь", исключительно из горских красавиц.

Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков -"гроза Кавказа", привёз десять тысяч

"женского ясыря": кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились. Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: "казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи". Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки в 1834 году писал: "Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону". Известный поэт и декабрист Якубович, посетивший Дон, в своём стихотворении писал:

Люблю я Дон, твои станицы,

Твоих красавиц смуглы лица...

" О чернобровых казачках" пел поэт Чулков и др. русские поэты...

Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей, закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков.

В исторических актах мы находим описание подвигов казачек: как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове в 1642г. Как наурские казачки одни отбили от черкесов свою Наурскую станицу /Терское войско/, а также моздокские казачки городков: Быстрянского, Раздорского отбились от татар, а амурские казачки - от китайцев.

В XIX веке прекращаются набеги воинственных кавказцев и казачество начинает заниматься хлебопашеством, другими отраслями хозяйства и на казачку ложится тяжёлая работа.

Казаки беспрерывно находятся на войне или службе от 10 до 15 лет, а она сама ведёт всё хозяйство. Атаман Платов, вернувшись из заграничного похода /1812-1815/, в обращении своём ко всем донским казачкам, благодарит их "земно кланяясь" за то, что они эти годы, когда всё мужское население находилось на войне - одни вели всю "домашность" .

Так было и в последующие годы, и если у кого тогда курень был в порядке, и хозяйство в достатке, и дети учились в школе - хвала казачке; старой "бабуне", матери и "жалмерке" . Тяжёлым, упорным трудом они сберегали всё хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Достаточно для того прочесть прекрасное стихотворение знаменитого поэта Лермонтова - "Казачья колыбельная песня". Казак десятками лет находился бессменно на службе и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощёкова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. Ни у одного народа женщина не играла в семье такую огромную роль, как казачка, и если писать биографию замечательного казака, необходимо помянуть о его матери и бабке. "Краса черкесских дочерей" - М.К Ефремова, жена славного атамана С.Д. Ефремова, открывала женские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц.

Бабка Кудимовна по "часослову" учила грамоте в детстве героя Кавказа Бакланова. "Офицерши-казачки в станицах и городках, имея на дому частные пансионы-школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. Известны и исторические казачки: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок. Полковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабка Гугниха и до сих пор чтится в памяти уральских казаков, а среди кубанцев - Мария Горбатка ­героиня "Липкинекого поста".

"Бабы-георгиевские кавалеры" - героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в Европе по старинным гравюрам - "Казачка-невеста", Галина Булавина, Ульянка /героиня романа "Всё проходит" Краснов П.Н.I.

Особенно богата историческими именами украинская казачка, Т.к. их очень много для сведения я приведу лишь несколько имен: Разумиха-родоначальница рода гр. Разумовских, Оболонская - "Кума" императрицы Елизаветы Петровны, Катерина Хмельницкая, Катерина Скоропадская, Мария Чурай - украинская поэтесса ХУН века и другие.

Шли века, шла вперед жизнь и с ней культура и просвещение. Из бывших ясырок, казачек камышинных городков с саманными и глинобитными куренями, из страстных "кофейниц" - любительниц турецкого чёрного кофе с халвой, распивавших на рундуках низких станичных куреней, со временем появляются женщины высшего света ­смуглолицые красавицы - первая графиня из казачьего рода Дарья Денисова, дочериграфа Платова, львица петербургского высшего света, графиня АЛ. Орлова-Денисова, фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и другие.

Многие, очень многие оканчивают высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы. Но что характерно, это то, что образованные казачки, унаследовав от своих прабабок "ясырок" психологию восточной женщины, оставались весьма консервативны и верны заветам старины. Ей были чужды модные учения "народников" и революционные идеи английских суфражисток и различные модные, по духу времени, демократические книжные теории. По восточному, её идеалом бьт: Бог, семья и "домашность". Среди казачек-курсисток и вообще образованных мы не знаем революционерок типа "бабушки русской революции" ­Брешко-Брешковской, а тем более террористок вроде: Веры Фигнер, Засулич, Коноплянкиной, Спиридоновой, Перовской и т.д.

На казачьей земле никогда не бьто крепостного права, "барщины", а посему среди них не бьто жестоких помещиц, истязательниц крестьян, известных по истории и литературе: "Людоедки-Салтычихи", истязательниц - Насти Минкиной, Марии Дуровой и т.д.

В стихотворении "Косарь", поэта Кольцова, молодой воронежский парень мечтал, как он поедет на Дон и добрая казачка хорошо заплатит ему за работу. И не только у Кольцова, во всех про изведениях писателей и поэтов, тип казачки выведен весьма привлекательный. Какой прелестный облик терской казачки -'''Дарьянки в повести Л. Толстого "Казаки", а любящая мать-казачка в "Тарасе Бульбе" - Гоголя, Мария Кочубей в "Полтаве" Пушкина, а также в произведениях: Тараса Шевченко, Данилевского, Мордовцева, Короленко и других. Даже "амператрицы" - женыужицкого царя" ­Емельяна Пугачева: Устинья Кузнецова, Софья Недюжина, их "фрейлина" - ПрасковьяИвановна в своей непосредственной, наивной простоте, располагают к себе читателя. Казачки, потомки азовских, наурских, моздокских героинь, остались такими же героинями в годы жестокой гражданской войны 1917-1920 г.

Ряд героинь-участниц Степного, Корниловского, Уральского, Кубанского и др. походов. Партизанки: Чернецов а, Галаева. В самые тяжёлые времена казачьей героической борьбы, когда всё мужское население было на фронте, казачки как и в старину, QДНИ вели всю домашность, одновременно обслуживали фронт, сопровождали обозы с фуражом, снарядами, продуктами, а с фронта возили раненых и убитых в станицы. Были сестрами милосердия в станичных больницах и на фронте, сражались с оружием в руках наравне с казаками, отбивая свои станицы от красных.

Казачки Кривянской станицы с вилами и топорами участвовали во взятии Новочеркасска в 1918 году.

Ещё большую стойкость и героизм проявили они в жестокие годы раскулачивания казаков, известны были тогда "бабьи бунты" против коллективизации. Если несколько жен декабристов воспеты были Некрасовым за то, что они последовали за мужьями в Сибирь, то теперь сотни тысяч казачек последовали со своими мужьями в "гиблые места": Нарым, Соловки, Сибирь... на верную смерть.

В произведениях писателей: П.Н. Краснова, М.А. Шолохова, Ф.Д. Крюкова и др. мы находим прекрасные образы героинь-казачек.

И если тургеневские женщины были способны на жертву личной её жизни, то "красновская" казачка бьта способна не задумываясь идти на большой подвиг во имя родины.

К вьщающимся именам, ранее упомянутых, прибавим следующие имена:

известная художница Е.В. Краснушкина, А.И. Менделеева /урожденная Попова/, артистки государственных театров: ЕЛ. Пашутина, Л.И. Елисеева, О.В. Суровецкая, балерины: Т. Степанова, О. Смирнова, МЛ. Филиппова, В. Еланская / Поначевная/, "Звезда Голливуда"-Н. Цыганкова, поэтессы; А.И. Себрякова, М.И. Тушканова, Таисия Боженова, Мария Волкова, В.Г. Каргальская и др. Профессор Л.И. Косоногова и её сестра, выдающийся хирург М.И. Косоногова, писательницы: Л.К Потанина, О.В. Омельченко и другие, наконец, единственная в своём роде О.Г. Каргина - депутатка всех войсковых кругов эпохи Каледина, и единственный случай в истории парламента, и кавалер ордена Св. Георгия в Великую войну, кубанская казачка, сестра милосердия­Римма Иванова.

В советском "раю" и в эмиграции казачка'осталась верна себе, воспитав, вырастив и сохранив своих детей, несмотря на тяжкие условия жизни, верующими в Бога и в любви к Родине...

я считаю имея такие корни нам есть чем гордится. ХВАЛА ТЕБЕ, РОДНАЯ КАЗАЧКА

Однажды новоиспеченные казачьи атаманы появивщиеся у нас в станице: задали вопрос провокационного характера что казачкам не место в решении казачьих вопросов в нашей станицы? На что во первых:

я им хочу ответить данной статьёй ,тем самым помочь им в их самообразовании и не только в нём.

Во Вторых;

Во Время передачи найденнойтреставрированной и освящерной 23 августа во Владимирском соборе Задонского Рождество­Богородицком мужском монастыре отцом Гермогеном чудотворнойиконы святителя Тихона Задонского с частицей мощей святителяТихона Задонского и всея России чудотворца передаваемой в Свято­Тихоновский храм было принято решение. Следующуюотреставрированую икону ,передать в Свято- Тихоновский храм воздравие всех казачек станицы и вечное поминовение наших предковпо женской ЛИНИИ настоящий момент закончена реставрация иконыСвятой царицы Елены на средства моей семьи, и в ближайщее времяикона будет передана в Свято -Тихоновский храм нашей станицы с

просьбой о здравии моей матери Черновой (Чайкиной) Клавдии Константиновны моей жены Черновой Елены Викторовны моих дочерей Татьяны и Марииатери моей жены Приходко Нины

Дмитриевны

Крестных моих дочерей;

Дочери Татьяны РРыжиковой(Геращенко) Татьяны

Дочери Марии - Зуевой (Страданченковой) Антонины

Женских- сподвижников в возрождение казачества Дремлюга (Журбина) Надежды, Кучеренко(Богдановой) Елены,Корниловой (Страданценковой) Веры,Студеникиной Надежды,

Матерей и Жен ~азаков станичного « Кривянский Стан»

Овсянниковой Нина Пантелеевна

Стрижаковой (Студеникиной) Людмилы

Черновой О Любовь

Холодовой Галины

Черновой Татьяны

Женщин - активно участвующих в православной жизни станицы и возрождении храмов.

От Свято-Покровского храма:

Гончаровой Варвары, Галушкиной Светланы, Ковалевой Любови, Пятаковой Матрёны, Мироновой Анныамрай Варвары,Терещенко Клавдии,Надолиной Анны,Надолиной Марии,Жихаревой Елены, Тилипко Надежды,Куреновой Нины,Аверьковой Анны,Лега Марии,Лега Валентины.

От Свято -Тихоновского храма:

Жуковой Валентины, Еременко Марии, ЧерновойАнны, Давыдовой Валентины, Фаустовой Валентиныаевой Татьяны,Леоновой Марии,Брездиной Людмилы,Корсуновой Нины,Саковцевой Риммы,Тарасюк Наталии,Коваленко Оксаны, Мироненко Любови,Пятаковой Александры,Лиманцевой Веры.

Жен ,дочерей, внучек Порфирия Азарянскова,: жены Марии,дочери Татьяны.

Алексея Гнутова: Петра Лиманцева: жены Натальи Лиманцевой, дочери Ольги Лиманцевой, их внучки Ангелины Рахмановой.Владимира Дорофеева: жены Евдокии, дочери Матвея Пиотровскова:жены Екатерины, дочери Елены.Жены и дочери Николая Долганова?

Женщин Учителей:

Садковой Ниныомоновой Елизаветы,Бураковой Лидии,Нихаевой Ирины, Чеботаревой Просковьи,Чернобаевой Оксаны, Овчеренко Зои,

Женщин - старых станичных казачих родов.

(Список взять у Н.Лиманцевой)

Женщин - хранителей казачей истории

здравие всех казачек станицы и вечное поминовение наших предков по женской линии (согласно прилагаемого списка).

с уважением,

от имени правления станичного казачьего общества « Кривянекий стан»

Атаман

Войсковой старшина А. Чернов.

 

 

 

Hosted by uCoz