ХВАЛА ТЕБЕ КАЗАЧКА
"Мы ушли... и песни мы сложили,
Глубоко казачество любя.
И тебя, казачка, мы любили
И пою я нынче про тебя"
.
Павел Поляков
В стародавние времена казаки, исключительно воины. проводившие свой бранный век в походах, были в подавляющем большинстве бессемейные. Жизнь "на чеку" в постоянной опасности и тревоге от набегов воинственных соседей, не располагала их к семейной жизни. Жена, семья бьmа обузой и помехой в их бранной жизни. Но проходили века, жизнь шла вперёд, время брало своё и казачество постепенно обзаводилось семьями. Но так как девушек-казачек было мало по городкам, то они женились на "ясырках", т.е. пленницах, взятых в плен во время набегов у других таких же, как и они, вольных народов. Казаки, заклятые враги крепостного рабства, на женщинах тех народов, у которых существовало рабство, не женились, боясь этим передать своему поколению психологию раба. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни бьmа также вольной. Отсюда пословица; "бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживёшь без урону".
Совершая набеги на Крым, Турцию, Персию и кавказские племена
они привозили из похода с собой "ясырок" -
красивых турчанок, черкешенок и т.д.
"А жен себе красных /красивых/ и любимых водим и
выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем" - так отписывали
в своём "казачьем письме" султану донцы из Азова. Казаки, привозив из походов себе жен, ласковым обращением с ними, приохачивали их к совместному сожительству". Терцы
женились на своих соседках чеченках и дагестанках и других горских женщинах,
уральцы на ногайках и сартянках, сибирские
"казаки - землепроходцы" - на туземках не женились и в челобитных к
воеводам и братьям-донцам и яицким казакам писали: "шлите' нам баб" и
браты-казаки выручали сибирцев, слали им жинок.
Пленницы-ясырки были почти исключительно мусульманки - "полутурчанки" . Большинство из них бьmо из зажиточных, богатых, а нередко и благородных семейств и своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и одновременно вносили в жизнь городков гуманность, культуру и цивилизацию своих стран. Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки крестили своих жинок и вчерашняя мусульманка: Надора, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.
В самом начале ХVIII века, когда царь Пётр 1 запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая набеги на Кавказ, с тех пор привозили "ясырь", исключительно из горских красавиц.
Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков -"гроза Кавказа", привёз десять тысяч
"женского ясыря": кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились. Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: "казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи". Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки в 1834 году писал: "Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону". Известный поэт и декабрист Якубович, посетивший Дон, в своём стихотворении писал:
Люблю я Дон, твои станицы,
Твоих красавиц смуглы лица...
" О чернобровых казачках" пел поэт Чулков и др. русские поэты...
Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей, закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков.
В исторических актах мы находим описание подвигов казачек:
как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от
турок в Азове в 1642г. Как наурские казачки одни отбили от черкесов свою
Наурскую станицу /Терское войско/, а также моздокские
казачки городков: Быстрянского, Раздорского
отбились от татар, а амурские казачки - от китайцев.
В XIX веке прекращаются набеги воинственных кавказцев и казачество начинает заниматься хлебопашеством, другими отраслями хозяйства и на казачку ложится тяжёлая работа.
Казаки беспрерывно находятся на войне или службе от 10 до 15 лет, а она сама ведёт всё хозяйство. Атаман Платов, вернувшись из заграничного похода /1812-1815/, в обращении своём ко всем донским казачкам, благодарит их "земно кланяясь" за то, что они эти годы, когда всё мужское население находилось на войне - одни вели всю "домашность" .
Так было и в последующие годы, и если у кого тогда курень был в порядке, и хозяйство в достатке, и дети учились в школе - хвала казачке; старой "бабуне", матери и "жалмерке" . Тяжёлым, упорным трудом они сберегали всё хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Достаточно для того прочесть прекрасное стихотворение знаменитого поэта Лермонтова - "Казачья колыбельная песня". Казак десятками лет находился бессменно на службе и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощёкова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. Ни у одного народа женщина не играла в семье такую огромную роль, как казачка, и если писать биографию замечательного казака, необходимо помянуть о его матери и бабке. "Краса черкесских дочерей" - М.К Ефремова, жена славного атамана С.Д. Ефремова, открывала женские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц.
Бабка Кудимовна по "часослову" учила грамоте в детстве героя Кавказа Бакланова. "Офицерши-казачки в станицах и городках, имея на дому частные пансионы-школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. Известны и исторические казачки: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок. Полковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабка Гугниха и до сих пор чтится в памяти уральских казаков, а среди кубанцев - Мария Горбатка героиня "Липкинекого поста".
"Бабы-георгиевские
кавалеры" - героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в
Европе по старинным гравюрам - "Казачка-невеста", Галина Булавина, Ульянка /героиня романа "Всё проходит" Краснов П.Н.I.
Особенно богата историческими именами украинская казачка,
Т.к. их очень много для сведения я приведу лишь несколько имен: Разумиха-родоначальница рода гр. Разумовских, Оболонская - "Кума" императрицы Елизаветы
Петровны, Катерина Хмельницкая, Катерина Скоропадская, Мария Чурай - украинская поэтесса ХУН века и другие.
Шли века, шла вперед жизнь и с ней культура и просвещение. Из бывших ясырок, казачек камышинных городков с саманными и глинобитными куренями, из
страстных "кофейниц" - любительниц турецкого чёрного кофе с халвой,
распивавших на рундуках низких станичных куреней, со временем появляются
женщины высшего света смуглолицые красавицы - первая графиня из казачьего рода
Дарья Денисова, дочериграфа Платова, львица
петербургского высшего света, графиня АЛ. Орлова-Денисова, фрейлины
императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова,
Карпова и другие.
Многие, очень многие оканчивают высшие учебные заведения,
университеты, различные высшие женские курсы. Но что характерно, это то, что
образованные казачки, унаследовав от своих прабабок "ясырок"
психологию восточной женщины, оставались весьма консервативны
и верны заветам старины. Ей были чужды модные учения "народников" и
революционные идеи английских суфражисток и различные модные, по духу времени,
демократические книжные теории. По восточному, её
идеалом бьт: Бог, семья и "домашность".
Среди казачек-курсисток и вообще образованных мы не знаем революционерок типа
"бабушки русской революции" Брешко-Брешковской,
а тем более террористок вроде: Веры Фигнер, Засулич, Коноплянкиной,
Спиридоновой, Перовской и т.д.
На казачьей земле никогда не бьто
крепостного права, "барщины", а посему среди них не бьто жестоких помещиц, истязательниц крестьян, известных по
истории и литературе: "Людоедки-Салтычихи",
истязательниц - Насти Минкиной, Марии Дуровой и т.д.
В стихотворении "Косарь", поэта Кольцова, молодой
воронежский парень мечтал, как он поедет на Дон и
добрая казачка хорошо заплатит ему за работу. И не только у Кольцова, во всех про изведениях писателей и поэтов,
тип казачки выведен весьма привлекательный. Какой прелестный облик терской
казачки -'''Дарьянки в
повести Л. Толстого "Казаки", а любящая мать-казачка в "Тарасе Бульбе" - Гоголя, Мария Кочубей в "Полтаве"
Пушкина, а также в произведениях: Тараса Шевченко, Данилевского, Мордовцева, Короленко и других. Даже "амператрицы" - жены"мужицкого
царя" Емельяна Пугачева: Устинья Кузнецова,
Софья Недюжина, их "фрейлина" - ПрасковьяИвановна в своей непосредственной, наивной
простоте, располагают к себе читателя. Казачки, потомки азовских, наурских, моздокских героинь, остались такими же героинями в годы
жестокой гражданской войны 1917-1920 г.
Ряд героинь-участниц Степного, Корниловского,
Уральского, Кубанского и др. походов. Партизанки: Чернецов а, Галаева. В самые
тяжёлые времена казачьей героической борьбы, когда всё мужское население было
на фронте, казачки как и в старину, QДНИ вели всю
домашность, одновременно обслуживали фронт, сопровождали обозы с фуражом,
снарядами, продуктами, а с фронта возили раненых и убитых в станицы. Были
сестрами милосердия в станичных больницах и на фронте, сражались с оружием в
руках наравне с казаками, отбивая свои станицы от красных.
Казачки Кривянской станицы с вилами и топорами участвовали во
взятии Новочеркасска в 1918 году.
Ещё большую стойкость и
героизм проявили они в жестокие годы раскулачивания казаков, известны были тогда
"бабьи бунты" против коллективизации. Если несколько жен декабристов
воспеты были Некрасовым за то, что они последовали за мужьями в Сибирь, то
теперь сотни тысяч казачек последовали со своими мужьями
в
В произведениях писателей: П.Н. Краснова, М.А. Шолохова, Ф.Д. Крюкова и др. мы находим прекрасные образы героинь-казачек.
И если тургеневские женщины были способны на жертву личной её жизни, то "красновская" казачка бьта способна не задумываясь идти на большой подвиг во имя родины.
К вьщающимся именам, ранее упомянутых, прибавим следующие имена:
известная художница Е.В. Краснушкина, А.И. Менделеева /урожденная Попова/, артистки государственных театров: ЕЛ. Пашутина, Л.И. Елисеева, О.В. Суровецкая, балерины: Т. Степанова, О,М. Смирнова, МЛ. Филиппова, В,Я. Еланская / Поначевная/, "Звезда Голливуда"-Н. Цыганкова, поэтессы; А.И. Себрякова, М.И. Тушканова, Таисия Боженова, Мария Волкова, В.Г. Каргальская и др. Профессор Л.И. Косоногова и её сестра, выдающийся хирург М.И. Косоногова, писательницы: Л.К Потанина, О.В. Омельченко и другие, наконец, единственная в своём роде О.Г. Каргина - депутатка всех войсковых кругов эпохи Каледина, и единственный случай в истории парламента, и кавалер ордена Св. Георгия в Великую войну, кубанская казачка, сестра милосердияРимма Иванова.
В советском "раю" и в эмиграции казачка'осталась верна себе, воспитав, вырастив и сохранив своих детей, несмотря на тяжкие условия жизни, верующими в Бога и в любви к Родине...
я считаю имея такие корни нам
есть чем гордится. ХВАЛА ТЕБЕ, РОДНАЯ КАЗАЧКА
Однажды новоиспеченные
казачьи атаманы появивщиеся у нас в станице: задали
вопрос провокационного характера что казачкам не место
в решении казачьих вопросов в нашей станицы? На что во
первых:
я им хочу ответить данной
статьёй ,тем самым помочь им в их самообразовании и не
только в нём.
Во Вторых;
Во Время передачи найденной,отреставрированной и освящерной 23 августа во Владимирском соборе Задонского РождествоБогородицком мужском монастыре отцом Гермогеном чудотворнойиконы
святителя Тихона Задонского с частицей мощей святителяТихона
Задонского и всея России чудотворца передаваемой в СвятоТихоновский
храм было принято решение. Следующуюотреставрированую
икону ,передать в Свято- Тихоновский храм воздравие всех казачек станицы и вечное поминовение наших предковпо женской ЛИНИИ.В
настоящий момент закончена реставрация иконыСвятой
царицы Елены на средства моей семьи, и в ближайщее времяикона будет передана в Свято -Тихоновский
храм нашей станицы с
просьбой о здравии моей
матери Черновой (Чайкиной) Клавдии Константиновны моей жены Черновой Елены
Викторовны моих дочерей Татьяны и Марии,матери
моей жены Приходко Нины
Дмитриевны
Крестных моих дочерей;
Дочери Татьяны РРыжиковой(Геращенко)
Татьяны
Дочери Марии - Зуевой (Страданченковой) Антонины
Женских-
сподвижников в возрождение казачества Дремлюга
(Журбина) Надежды, Кучеренко(Богдановой) Елены,Корниловой
(Страданценковой) Веры,Студеникиной
Надежды,
Матерей и Жен ~азаков станичного « Кривянский Стан»
Овсянниковой Нина Пантелеевна
Стрижаковой (Студеникиной) Людмилы
Черновой О
Любовь
Холодовой Галины
Черновой Татьяны
Женщин - активно участвующих
в православной жизни станицы и возрождении храмов.
От Свято-Покровского храма:
Гончаровой Варвары, Галушкиной
Светланы, Ковалевой Любови, Пятаковой Матрёны, Мироновой Анны,Шамрай Варвары,Терещенко Клавдии,Надолиной Анны,Надолиной Марии,Жихаревой Елены, Тилипко Надежды,Куреновой Нины,Аверьковой
Анны,Лега Марии,Лега
Валентины.
От Свято -Тихоновского храма:
Жуковой Валентины, Еременко
Марии, ЧерновойАнны, Давыдовой Валентины, Фаустовой Валентины,Гаевой
Татьяны,Леоновой Марии,Брездиной
Людмилы,Корсуновой Нины,Саковцевой
Риммы,Тарасюк Наталии,Коваленко
Оксаны, Мироненко Любови,Пятаковой Александры,Лиманцевой Веры.
Жен ,дочерей,
внучек Порфирия Азарянскова,: жены Марии,дочери Татьяны.
Алексея Гнутова:
Петра Лиманцева: жены Натальи Лиманцевой,
дочери Ольги Лиманцевой, их внучки Ангелины Рахмановой.Владимира Дорофеева: жены Евдокии, дочери Матвея Пиотровскова:жены Екатерины, дочери Елены.Жены и дочери Николая Долганова?
Женщин Учителей:
Садковой Нины,Гомоновой Елизаветы,Бураковой
Лидии,Нихаевой Ирины, Чеботаревой Просковьи,Чернобаевой
Оксаны, Овчеренко Зои,
Женщин - старых станичных казачих родов.
(Список взять у Н.Лиманцевой)
Женщин - хранителей казачей истории
здравие всех казачек станицы
и вечное поминовение наших предков по женской линии (согласно
прилагаемого списка).
с уважением,
от имени правления станичного
казачьего общества « Кривянекий стан»
Атаман
Войсковой
старшина А.
Чернов.